Психология (Psychology) — Значение термина

Рейтинг честных брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Золотой брокер бинарных опционов, лучший в странах СНГ! Идеальный вариант для новичков — предоставляется бесплатное обучение и демо счет. Заберите свой бонус за регистрацию:

Психология (Psychology) — Значение термина

Ч. Осгуд. Значение термина «восприятие»
Добавлено Psychology OnLine.Net
25.02.2009

Каковы характеристики феноменов, которые большинство людей определяют как «перцептивные»? Следующие шесть характеристик могут помочь понять, что для них означает этот термин.

1. Эти феномены включают организацию периферических сенсорных событий. Оглядываясь вокруг, мы видим оформленные объекты в пространстве, а не простые конгломераты цветных пятен.

2. Они обнаруживают целостность, свойство «все или ничего». Например, совокупность точек или линий воспринимается как полный образ квадрата или куба.

3. Они обладают ярко выраженной константностью — белый дом продолжает казаться таким же, несмотря на сильные различия в освещении в полдень и в сумерках.

4. Но они также характеризуются свойством транспозиции (переноса) — треугольник может проецироваться на многие различные участки сетчатки, не претерпевая при этом искажений.

5. Они обладают избирательностью — для голодного организма объекты, связанные с едой, обладают качеством фигуры.

6. Наконец, они являются очень изменчивыми процессами. Регулярное чередование черных и белых узоров на кафельном полу при продолжительном рассматривании организуется в постоянно меняющиеся структуры.

Рейтинг надежности бинарных брокеров (на русском языке):
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Золотой брокер бинарных опционов, лучший в странах СНГ! Идеальный вариант для новичков — предоставляется бесплатное обучение и демо счет. Заберите свой бонус за регистрацию:

Что можно сказать на основе всех этих характеристик относительно смысла термина «восприятие»? Этот термин, по-видимому, относится к тем случаям, когда: а) внутренний опыт меняется, несмотря на постоянство лежащих в его основе сенсорных событий, или б) когда внутренний опыт оказывается постоянным, несмотря на изменения сенсорных процессов. Другими словами, термин «восприятие» относится к набору переменных, которые находятся между сенсорной стимуляцией и осознанием, так, как они обнаруживаются в словесном отчете или каким-либо другим способом. Поскольку «сенсорная стимуляция» обычно относится к рецепторному входу (в зрении — физическое распределение лучевой энергии на сетчатке), изменения, происходящие в процессе передачи импульсов в высшие центры, составляют часть этих промежуточных переменных. Однако имеются также и другие источники вариабельности. Большая часть наших проблем в этих главах будет касаться различения между теми внутренними переменными, для объяснения которых могут быть применены хорошо известные неврологические механизмы, и теми, для которых механизмы пока неизвестны. Последние для удобства мы назовем «центральными перцептивными детерминантами».

Представляют ли эти центральные перцептивные детерминанты что-то отличное от навыков? Если мы будем рассматривать навык с точки зрения одноступенчатой схемы (S—R), тогда это понятие окажется неудовлетворительным. Другая крайняя позиция, согласно которой восприятие является результатом сил, действующих в поле, независимо от центральной анатомии не может более приниматься всерьез. Хебб (1949) хорошо выразил эту дилемму: «Келер. начинает в своей теории сил мозгового поля с фактов перцептивного обобщения и затем не может вписать в это обучение. Теория, разработанная Халлом, с другой стороны, должна рассматриваться как отвечающая прежде всего фактам обучения, но при этом она имеет постоянные трудности с восприятием». Затем Хебб предлагает в качестве решения этой дилеммы то, что по существу является двухстадийной теорией научения, имеющей много общего с гипотезой опосредствования, которая будет описана позже в настоящей книге. Он также предлагает возможный неврологический механизм для этого, который мы рассмотрим ниже.

Многие мыслители материалистического толка считают, что то, что «добавляется» в перцептивное поведение, есть не что иное, как стимуляция от собственной ответной активности организма. В зависимости от того, как он отвечает на внешний стимул, и, следовательно, от типа дополнительной проприоцептивной стимуляции, поступающей обратно от мышц, весь опыт будет меняться. Многие наблюдения определенно указывают на моторный вклад в восприятие: если во время спуска с горы на машине с выключенным мотором нажать на акселератор — движение, обычно сопровождаемое сложным перцептивным комплексом ускорения,— то последует отчетливое впечатление замедления скорости. Эта иллюзия настолько сильна, что автору этих строк потребовались заверения механика относительно того, что такое действие никоим образом не может повлиять на скорость движения машины при выключенном сцеплении и моторе! По-видимому, ответы, которые вносят вклад в восприятие, если это вообще имеет место, не обязательно должны быть внешними. Иногда восприятие ситуации может резко измениться без какого-либо наблюдаемого движения (как, например, при обращении фигур). Однако моторные теории преобладают и настойчиво повторяются; мы найдем их вкрапленными в различных частях этих глав, относящихся к восприятию, и позднее при обсуждении мышления и значения.

Наконец, мир представляется нам упорядоченным благодаря связи между восприятием и значением. Иногда даже трудно провести надежное различение этих двух явлений. Лица нескольких людей, выстроившихся в линию во время серьезной забастовки, сняты газетным репортером: «суровое намерение защищать свои права» — так воспринимает их один человек; «жестокая озлобленность на общество» видится другим читателям, менее расположенным к союзам. Можно заметить, что выражения лиц восприняты различно двумя людьми, имеющими противоположные установки, или что эти выражения означают для них разное. Точно так же можно сказать, что пятна Роршаха имеют то или иное значение для субъекта или что субъект воспринимает их тем или иным способом. Это правда, что восприятие обычно понимается как что-то находящееся на стороне входа поведенческого уравнения, в то время как значение понимается как находящееся на стороне выхода. Но восприятие, безусловно, помещается в конце входа и значение — в начале выхода; вместе они занимают область центральных опосредствующих процессов.

Что означают термины психологии?

Даже тот , кто ни разу не был у психотерапевта , использует в речи различные психологические термины. Причем часто делает это неправильно. Что это за термины и что они значат на самом деле — читай в нашем словаре.

Cosmo рекомендует

Какие джинсы в тренде: модная шпаргалка, как правильно носить белый деним весной

Стоит ли тратить деньги на патчи для глаз или это маркетинговый ход

Бессознательное

Психические процессы , в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Проще говоря , это действия , в которых человек не отдает себе отчета и которые при этом нельзя списать на банальные инстинкты. Неосознанные мотивы , сновидения , невротические симптомы , отработанные до автоматизма действия — все это относится к области бессознательного.

Рассудок подсказывал , что давно пора уходить с вечеринки , но бессознательное настойчиво требовало заказать еще текилы.

Правильно: И почему меня уже который вечер так и тянет выпить текилы в одиночестве? Может , бессознательное намекает , что в моей жизни что-то не так?

Вытеснение

Вид психологической защиты , при которой человек старается избавиться от неприятных ему переживаний , намеренно игнорируя или забывая их. Кстати , намеренно — не значит осознанно. Вытеснение работает , как партизан: обычно люди выясняют , что вообще что-то вытесняли , только в ходе глубокой терапии.

Неправильно: У меня сегодня было столько дел — они совершенно вытеснили твою просьбу из моего сознания!

Правильно: Соня уверяет , что совсем не помнит своего отца , хотя была уже взрослая , когда тот ушел из семьи. Мне кажется , она подсознательно вытеснила все воспоминания о нем.

Гештальт

Основатель гештальтпсихологии Фредерик Перлз определял гештальт как « целостный психологический образ». Из гештальтов состоит вся наша жизнь: они формируются , когда у человека возникает потребность в чем-либо , и завершаются , когда она удовлетворена.
В целом , за несколько десятков лет существования гештальттерапии суть этого термина не изменилась. Однако некоторые используют слово « гештальт» по поводу и без. Чаще всего в разговорной речи можно услышать словосочетание « незавершенный гештальт», причем , например , по отношению к недосоленному супу. На самом же деле незавершенный гештальт возникает , когда нам приходится подавлять внутреннюю потребность , и в итоге мы начинаем страдать из-за ситуации , которую так и не смогли отпустить.

Неправильно: Жаль , что я не выбросила все его вещи — теперь мучаюсь незавершенным гештальтом.
Правильно: Как ни стараюсь этого избежать , все мои романы развиваются точно по тому же сценарию , что и отношения с бывшим мужем. Это явно незавершенный гештальт.

Депрессия

Болезненное психическое состояние , которому свойственны подавленность , апатия , тоскливое настроение и осознание собственной никчемности. Впрочем , об этих признаках всем давно известно — и поэтому 90% людей охотно ставят себе диагноз « депрессия» после неудачного дня на работе , ведь симптомы налицо! Соответственно , несколько дней плохого настроения считаются весомым поводом отправиться на прием
к психотерапевту и требовать рецепт на антидепрессанты.

Неправильно: Твой сосед Паша такой зануда и нытик — пяти минут разговора с ним достаточно для того , чтобы впасть в глубокую депрессию.

Правильно: Ира рассталась с женихом два месяца назад , и с тех пор ни с кем не общается и почти не выходит из дома. Похоже , у нее депрессия.

Когнитивный диссонанс

Состояние , которое возникает у человека из-за несоответствия двух его знаний , убеждений или установок. Сопровождается ощущением психологического диском-
форта.

Неправильно: Ее взгляды на современное искусство вызывают у меня полнейший когнитивный диссонанс.

Правильно: Я с детства была уверена в собственной непривлекательности и считала , что мужчины никогда не обратят внимание на такую толстушку. Но когда в институте
у меня вдруг появилось сразу несколько поклонников , я испытала настоящий когнитивный диссонанс.

Комплекс

Совокупность представлений , мотивов и установок , оказывающая существенное влияние на психику и поведение человека. Если вдуматься в это несложное определение , то становится ясно: страдать от комплексов человек в принципе не может , да и вообще это слово стоит употреблять только в единственном числе. Так что в следующий раз , когда кто-нибудь заявит , что у тебя комплексы , смело требуй рассказать в подробностях , какие именно и из чего складывается каждый отдельно взятый.

Неправильно: Мини-юбка — лучший способ излечить комплексы! И заодно подчеркнуть сексуальность.

Правильно: Я крайне отрицательно отношусь к мини-юбкам. Предпочитаю носить длинные платья , балетки и строгий пучок. Что делать — у меня такой комплекс представлений о сексуальности.

Манипулирование

Скрытое психологическое воздействие на человека с целью добиться от него нужного поведения. Этот термин давно вошел в повседневную жизнь и употребляется в целом правильно. Но вот само явление все еще окружено множеством мифов. Например , многие убеждены , что манипулятор — это невероятно умный и коварный человек , который видит окружающих насквозь. Соответственно , от его попыток проникнуть в сознание еще можно как-то спастись , но вот манипулировать им самим абсолютно невозможно. Ничего подобного: заядлый манипулятор так сильно зависит от своих « жертв» и их реакций на его поступки , что при желании управлять им куда легче , чем , скажем , человеком , который в принципе предпочитает держаться подальше от этих игр.

Неправильно: Даже и не пытайся! Он известный манипулятор и вмиг раскроет твою игру.

Правильно: Он известный манипулятор , так что втянуть его в эту игру будет несложно.

НЛП ( нейро-лингвистическое программирование)

Направление в психотерапии , построенное , по словам самих основателей НЛП Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера , на «исследовании субъективного опыта». Последователи НЛП считают: восприятие мира , опыт , идеи и убеждения каждой личности четко организованы и связаны с внешними проявлениями. То есть , наблюдая за поведением человека , жестами и манерой говорить , можно разобраться в структуре его внутреннего мира и работать с ней — только и всего. А вот литература
о том , как управлять миром при помощи НЛП , и тренинги из разряда « Скопируй жесты Рокфеллера и стань миллионером» относятся скорее к научной фантастике , нежели к психологии.

Неправильно: Конечно , нельзя было ехать к нему домой после первого же свидания , но он так охмурил меня своим НЛП , что я просто не смогла отказать!

Правильно: Все-таки навыки НЛП очень помогают в общении — благодаря им куда легче подстроиться под собеседника и произвести приятное впечатление.

Паническая атака

Приступ тяжелой тревоги , сопровождающийся различными соматическими симптомами. Обычно ключевые слова для его описания — «необъяснимый» и «мучительный».

Неправильно: Представляешь , сегодня во время обеда в кафе я увидела огромного таракана! Он был такой противный , что у меня чуть не случилась паническая атака.

Правильно: Я всегда считала , что Света преувеличивает свою боязнь змей , пока не увидела , как она начала дрожать и задыхаться при виде игрушечной змейки. У нее была настоящая паническая атака.

Психоанализ

Комплекс психологических теорий и методов , предложенных Зигмундом Фрейдом. Что тут рассказывать? Стоит только упомянуть психоанализ , как тут же всплывают ассоциации: описание структуры психики , работа с бессознательным , исследование поведенческих мотивов , защитных механизмов и комплексов… А если серьезно , при упоминании Фрейда и его учения у большинства где-то на задворках сознания брезжат смутные мысли
о том , что в детстве кто-то вроде хочет переспать с мамой и убить папу , а потом из-за этого вырастает в сексуального извращенца. Фрейду , конечно , уже все равно , но за психоанализ как-то обидно.

Неправильно: Не думаю , что стоит прибегнуть к психоанализу. У меня же нет проблем с сексом , так что совершенно ни к чему все эти копания.

Правильно: Думаю , имеет смысл прибегнуть к психоанализу. Было бы интересно разобраться в себе и понять , как формировалась моя личность.

Проекция

Бессознательное приписывание другим людям своих мыслей , переживаний и черт характера , причем таких , которые сам человек в себе не признает. А отнюдь не попытка передать свои эмоции по воздуху на манер проектора.

Неправильно: Опять они обсуждают меня за спиной… Буду сидеть и проецировать на этих сплетниц свое презрение , пусть знают все , что я о них думаю!

Правильно: Маша уверена , что мы распускаем про нее слухи. Видимо , она сама не прочь посплетничать и невольно проецирует это на окружающих.

Сублимация

— вид психологической защиты , при которой неприемлемые для человека импульсы и желания преобразовываются и перенаправляются в другое , конструктивное русло.

Неправильно: К сожалению , занятия сальсой перенесли на крайне неудобное для меня время , так что приходится сублимировать и вместо сальсы заниматься боксом.

Правильно: Меня можно разозлить до такой степени , что я захочу кого-нибудь ударить , но я сублимирую и хожу на бокс.

Шизофрения

Психическое расстройство , характеризующееся сбоями в эмоциональных реакциях и процессе мышления. Зачастую шизофрения сопровождается слуховыми галлюцинациями , параноидальным бредом , нарушением работоспособности , расстройствами речи , мышления и восприятия , иногда кататонией ( психопатологический синдром или группа синдромов , основное клиническое проявление которых — двигательные расстройства). И несмотря на то , что любому человеку хоть раз в жизни мерещился стук в дверь или звонок мобильного , это отнюдь не повод ставить диагноз! Так что оставим редкое заболевание в покое и прекратим обзывать шизофрениками всех подряд.

Неправильно: После этого фильма мне несколько дней мерещилось что-то страшное! Я уже начала бояться , что дело кончится шизофренией.

Правильно: У всех есть свои странности , но его поведение настолько асоциально и неадекватно , что наводит на мысли о шизофрении.

Одна из трех психологических субстанций , предложенных Зигмундом Фрейдом. Выступает в качестве посредника между внешним и внутренним миром и двумя другими субстанциями — Ид ( Оно , или бессознательное) и Супер-Эго ( Сверх-Я , или мораль). Именно Эго осознается человеком как Я и контактирует с окружающим. Эгоизм — слово , конечно , однокоренное , но синонимом Эго не является. По крайней мере , в психо-
логии.

Неправильно: Да , я встречалась с тремя мужчинами одновременно , но , думаю , дело не во мне. Это все мое эго!

Правильно: Не переживай , человека с крепким эго не так легко выбить из седла.

Якорение

Ассоциирование внутренних реакций человека с неким внешним стимулом. Этот метод активно используется в НЛП , но ты наверняка сталкивалась с «якорями», даже если никогда не интересовалась нейро-лингвистическим программированием. Песня , напоминающая о первом свидании , запах , вызывающий в сознании картины прошлогоднего отпуска, — все это естественные « якоря».

Неправильно: Не знаю почему , но эта песня сразу меня заякорила , и я слушала ее весь отпуск.

Правильно: Я специально слушала одну и ту же песню весь отпуск , чтобы заякорить воспоминания о море.

ТЕКСТ: Анастасия Вирганская ,
консультант: психотерапевт Марина Аксенова

Значения термина “психология”. — Конспект лекций. Общая психология.

При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина “психология”. Этот термин, образованный от греческих слов psyche — душа, психика и loqos — знание, осмысление, изучение, имеет несколько значений.

Так, в первом, дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Область психического широка и разнообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек, и психическая регуляция движений, и неосознаваемые психические процессы.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Сознанием обычно называют свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами деятельности людей.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово “психология” относят и к самой психической, “душевной” жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т.п.

Понятно, что общей задачей психологической науки является изучение как психики субъекта, так и его психологии.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, т.к., во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, — о психике. Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней сливаются объект и субъект познания. Психология как наука возникла только на том уровне культуры, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь? Этот момент был рождением самосознания человечества. Поэтому задачи психологии неизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях: познавая себя, человек себя изменяет. Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношение, цели, его состояния и переживания.

Существуют две разных области психологического знания — научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Каждый из нас имеет запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Об уровне житейских психологических знаний можно судить по тому, как человек может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.

Сравним житейскую и научную психологию.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Первое отличие: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям, систематизируя знания в форме логически непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы, защищая научный психологический опыт от “засорения” житейскими ассоциациями. Особенность научных психологических понятий состоит в частом совпадении с житейскими по своей внешней форме, т.е., попросту говоря, употреблении тех же слов. Однако значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и ошибок. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания — целенаправленного, систематического, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отдалены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее. Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, “не веря своим глазам”.

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена, т.к. обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия как раз и являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело — опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез.

Четвертое различие состоит в том, что научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки.В них, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п. — психолог не только расширят круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений. По сравнению с психологией житейской (донаучной) она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. “Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, — писал один из основателей советской психологии С.Л.Рубинштейн (1889-1960). — Она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей — с другой” (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. С.37). Вслед за Рубинштейном становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды — символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии?

Существует ошибочная позиция, согласно которой проблемы человеческой жизни ставятся на второй план по сравнению с рефлексами, нейронами, психическими процессами и др. Эта позиция может возникнуть из-за того, что научный психолог вынужден в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден вместе с научной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro*, “разъять” душевную жизнь “на части”. Он может забыть, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше, забыть или не дать себе труда осознать, что великие ученые — его предшественники — вводили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к ее анализу с новыми средствами.

История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И.П.Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л.С.Выготский увидел в “курьезных” действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.

В конечном счете научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен.

Связь научной психологии с практикой также характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

Так, например, в 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регистрировать моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая при этом секунды и отмечая (вычисляя) положения звезды секундой раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности. В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции является весьма изменчивой характеристикой и различия между людьми равны примерно 1 с. Так из разъяснения досадной “ошибки”, связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей. Интересно, что именно ошибкам человека при выполнении той или иной деятельности, проблемам “человеческого фактора” обязаны своим появлением многие отрасли психологии. В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало педагогической и возрастной психологиям.

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых они обслуживают, т.е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т.д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве должен обладать знаниями как инженерной психологии (или же психологии труда), так и социальной. Психологическая сторона работы школьного психолога относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических приложений нейропсихологии — прежде всего проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями, полученными в различных видах профессиональной деятельности, — требует знания психологии труда.

Многообразны формы сотрудничества научной и житейской психологии, типичный пример которых — психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего аффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, а терапевт помогает, провоцирует их открытие и присутствует при нем, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой — развитие центрального раздела психологической науки — психологии личности.

Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недугов, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке. Например, М.М.Зощенко в “Повести о разуме” проводит психологический анализ источников собственного личностного кризиса. Он подробно исследует варианты скрытого содержания аффектогенных символов, сновидений и состояний (протянутая рука нищего, рев тигра, отвращение к еде и т.д.), затем постепенно определяет (не “вспоминает”, а именно определяет) перенесенную в раннем детстве травму и благодаря ее сознательному освоению достигает самоизлечения. Испытанные им на себе приемы обогащают арсенал практических методов психотерапии.

Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе житейские эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражение в теоретических понятиях. Так, например, широко известна закономерность: чрезмерное желание, стремление к какой-либо цели препятствует ее достижению. Так, австрийский психолог В.Франкл считает многие невротические расстройства — случаи заикания, нарушения моторики и т.д. (при объективной сохранности двигательной сферы) ? следствием именно гипернаправленности человека, мешающей преодолеть недуг. Предложенный им терапевтический прием основан на житейском правиле — “бороться с врагом его же оружием”: следует пожелать как раз того, от чего на самом деле человек хочет отказаться, и чем, к несчастью, обладает. Один из пациентов Франкла, по профессии бухгалтер, страдал судорогами мышц руки и очень плохо писал. Профессиональная непригодность приводила его к крайне тяжелому общему состоянию. Выход же оказался неожиданным: пациента попросили написать что-нибудь как можно хуже, т.е. показать, что он может нацарапать такие каракули, которые никто не разберет, — и человек излечился от недуга. Затем этот прием был обобщен в теоретическом понятии “парадоксальной интенции (стремления)”.

Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (“архетип”, “внутренняя цензура”, “бессознательное”), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы (“стресс”), защитных механизмов личности (“компенсация”, “замещение”, “рационализация”, “вытеснение”). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержания, не всегда относящиеся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств.

Таким образом, научная и житейская психологии, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно, вслед за С.Л. Рубинштейном, представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психической реальности не исчезает с появлением специальной науки, но является, напротив, постоянным источником ее жизнеспособности. Вместе с тем научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства понимания ее законов, воспитания и развития личности.

Самые лучшие платформы для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Золотой брокер бинарных опционов, лучший в странах СНГ! Идеальный вариант для новичков — предоставляется бесплатное обучение и демо счет. Заберите свой бонус за регистрацию:

Добавить комментарий