Инвестиции в предметы искусства — доходность и примеры

Рейтинг честных брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Золотой брокер бинарных опционов, лучший в странах СНГ! Идеальный вариант для новичков — предоставляется бесплатное обучение и демо счет. Заберите свой бонус за регистрацию:

Как инвестировать в искусство: подробности

Нестабильность фондовых рынков стимулирует инвесторов анализировать альтернативные варианты вложения средств. Согласно сведениям Knight Frank, прибыль от приобретения произведений искусств составила 226% за последние 10 лет. Индексы ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics свидетельствуют о 350% доходности, полученной инвесторами в предметы живописи и графики за период 2008— 2020 гг. Почему инвестиции в произведения искусства выгодны и какие есть минусы?

Художник: Юрий Аратовский

Как работают

Осуществление вложений в искусство, иначе говоря, в предмет искусства, происходит, когда инвестор покупает художественные произведения с целью в будущем их перепродать с выгодой. Расчёт прибыли очевиден (разница цены между продажной и покупной) и логичен, ведь при правильном выборе художественное произведение со временем только прибавляет в стоимости, чем и пользуется искушенный инвестор. Произведения искусства составляют весьма немалый пласт предметов: картины, скульптуры, редкие изделия, антиквариат — всё, для чего применимо понятие «художественная ценность». Скупка таких произведений «с молотка» влечет дополнительные затраты:

  • Анализ подлинности изделия. Стоимость услуг специалиста-эксперта зависит от сложности, количества затраченного времени, необходимых документов. Средний ценник составляет $35 за 1 час.
  • Транспортировка к месту назначения. Шедевры искусства требуют предварительной подготовки и упаковки. Расчет услуги производится индивидуально, в зависимости от количества предметов, материала используемой тары, количества специалистов, сложности работы. Непосредственно сама перевозка стоит примерно 8 000 рублей за пределы ТТК. Если операция занимает много времени, подключается дополнительная тарификация. Кроме того, необходимо оплатить погрузочно-разгрузочные работы, такелажные услуги, монтаж предметов, оформление документов на вывоз.
  • Оформление страховки. Требуется дополнительная оценка предмета. Анализ коллекции стоимостью 1 млн потребует затрат $10-15 тыс. При этом сам страховой полис составит менее 1% от страховой суммы.
  • Хранение. Возможно, установка сигнализации или охраны. Расчеты проводятся индивидуально, в зависимости от наличия видеонаблюдения, физической охраны, пожарной сигнализации и пр.

Минимальный срок такого вида вложений составляет 5 лет. При этом нет гарантии, что стоимость приобретения с годами вырастет. К примеру, рынок шедевров изобразительного искусства сильно подвержен веяниям моды. Доказательством является былая популярность русских классиков — Шишкина, Айвазовского. Позднее их место заняли работы импрессионистов — Сезанна, Моне и Ренуара. При этом не исключается вероятность роста популярности малоизвестного художника, что принесет прибыль инвестору или его потомкам.

3 способа инвестировать

По мнению Елены Гуляко, аналитика, партнера Государственного Русского музея, инвестиции в искусство работают и довольно успешно, если не идти на поводу собственного (не всегда сформированного) вкуса, при наличии систематического изучения вопросов «кто», «где», «когда» и «за сколько». Имеются в виду музеи, арт — ярмарки, биеннале, аукционы и премии, в которых участвовал художник. Необходимо ориентироваться на коллекции государственных музеев современного искусства Эрмитажа, Русского музея или избранных частных музеев Людвига и Гуггенхайма.

Другой способ вложения финансов в искусство — приобретение акций организаций, занимающихся деятельностью, связанной с арт-рынком. В число таких компаний входят медиаимперии, аукционные дома, производители оборудования для съемок фильмов, а также кинокорпорации. Многие знаменитые актрисы и модели имеют свой собственный фондовый индикатор.

Третий метод инвестирования заключается в приобретении ПИФов. Примером является «Атланта Арт». Сумма активов закрытого фонда составляет более 130 млн рублей. Для входа в ПИФ придется выложить $33,3 тыс. Другой отечественный фонд — «Собрание ФотоЭффект». Его собственностью являются работы известных фотографов. Минимальный размер инвестиций составляет 500 тыс. рублей.

Рейтинг надежности бинарных брокеров (на русском языке):
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Золотой брокер бинарных опционов, лучший в странах СНГ! Идеальный вариант для новичков — предоставляется бесплатное обучение и демо счет. Заберите свой бонус за регистрацию:

Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF утверждают, что в кризисные периоды в экономике стандартный набор инвестиционных решений не обеспечивает инвесторам должную степень надёжности (сохранность вложенных средств, возвратность), а уж тем более, привычную доходность за вычетом инфляции. Тогда приходит время альтернативных инвестиций, одна из которых — вложение в предметы искусства. Произведения, имеющие художественную ценность, отодвигают на второй план классические инструменты, сохраняя возможность получить прирост в 30-80% в годовом измерении, а порой и в несколько раз выше. Например, S&P 500 в 2020 году ушел в плюс с показателем 2,7%, тогда как результат индекса Mei Moses All Art Index составил 7,8%. Кроме прибыли, инвестор получает эстетическое наслаждение от владения шедевром искусства.

Порядок действий

Перед вложением средств необходимо оценить инвестиционную ценность предмета. Она определяется следующими характеристиками — оценками: состояние произведения (сохранность), историческая ценность (тем выше цена и, как следствие, стоимость работы), культурная ценность (аналогично с исторической), художественная ценность (оценка профессионалами), аналоги на рынке (обратная взаимосвязь с уникальностью работы). Вторичными факторами являются оценки качества и новаторского стиля работы, участие её в ряде выставок (чем значимее, тем лучше), по возможности — интересная автобиография автора (резюме, портфолио).

Имеет значение биография автора, его известность, а также частота участия в выставках с оценочными заключениями экспертов. Желание инвестировать должно подкрепляться одобрением профессионального галериста с хорошей репутацией. Кроме того, покупатели ценностей должны ориентироваться на статистику индексов крупнейших участников рынка: ArtPrice Global Index, ARTIMX, Mei Moses All Art Index.

Стоимость актива растет пропорционально спросу на него. Ценовые показатели предметов искусства меняются на протяжении более 5-10 лет.

По мнению Максима Аронова, управляющего партнера ГК «Рост.Фонд», ключевая особенность этого способа инвестирования — крайне непрозрачная система оценки актива. В арт-среде на эту тему ходит анекдот: коллекционер спрашивает у арт-дилера: «Сколько стоит картина известного художника Х.?» — на что арт-дилер интересуется: «А мы её покупаем или продаём?» Даже сейчас мы наблюдаем очередной виток крупного спора: российский предприниматель и коллекционер Дмитрий Рыболовлев выставил претензии к аукционному дому «Сотбис» по приобретению топовых активов на сумму $2 млрд, поскольку аукционный дом, согласно его исковому заявлению, способствовал существенному завышению цен на купленные им произведения.

Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF отмечают, что альтернативные инвестиции остаются высокорисковым видом размещения средств, а потому для них справедлива обычная рекомендация в 5-10% капитала, а в идеале — «разбить» портфель по типам предметов искусства («не класть яйца в одну корзину»). Интересна одна зависимость: чем выше цена произведения, тем легче находится покупатель — прямая корреляция стоимости с художественной ценностью. Чем меньше располагаемая для вложения сумма, тем больше необходимо разбираться в известности авторов шедевров, в трендах и ключевых потенциальных покупателях.

Вложение средств в искусство на территории России находится на начальном этапе сравнительно с развитыми странами. Об этом свидетельствует отсутствие законодательной базы направления. Кроме того, отечественные инвесторы охотнее финансируют привычные проекты, несмотря на меньшую доходность. Стоимость шедевра искусства существенно выше, чем покупка ценных бумаг. Цена напрямую влияет на ее спрос. Дорогие предметы искусства имеют высокую художественную ценность, их многие хотят приобрести. Например, стоимость картины Пикассо на аукционе составила рекордные $179,4 млн («Алжирские женщины»). Вкладывать такую сумму в один вид ценных бумаг нецелесообразно — возрастает риск потери всей суммы. А ждать наступления прибыли придется не один год.

Опасайтесь подделок!

С индустрией инвестирования в искусство идёт рука об руку индустрия подделок и значительное количество судебных тяжб. Всё вместе делает арт-рынок крайне непрозрачной средой. И даже несмотря на то, что в области оценки предметов искусства существует целый ряд уважаемых национальных и международных ассоциаций сертифицированных экспертов-оценщиков, проблема всё равно остаётся на повестке дня. Вспомним уголовное дело, заведенное против Елены Баснер, эксперта Государственного Русского музея. Даже профессионалы высокого уровня могут ошибаться. Слабой стороной вложения финансов на покупку шедевров является низкая ликвидность таких предметов. Высокая цена существенно сужает круг покупателей. Без должной профессиональной подготовки или поддержки профессионала легко можно приобрести подделку за большие деньги. Это подтверждает и Максим Аронов, говоря, что когда вкладываешься в недвижимость, ты не можешь проиграть — ты покупаешь актив с определенными ясными характеристиками. А когда покупаешь произведение за подписью эксперта, который утверждает, что это подлинник, а потом против этого эксперта возбуждается уголовное дело не по твоему произведению, в этот момент тебе становится немного не по себе от мысли о том, чем же на самом деле владеешь ты. Елена Гуляко советует следовать рекомендациям ангажированных экспертов. Приобретать, обратившись к экспертам из государственных музеев, старше 55 лет, имеющих опыт «насмотренности», с устоявшейся репутацией и входящих в международные музейные сообщества.

Где приобрести/вложиться

Лучшим способом приобретения является покупка на крупных известных аукционах. Например, Sotheby’s или Christie’s. Площадки предназначены для очень состоятельных покупателей. Инвесторы с меньшим финансовым портфелем осуществляют сделки на интернет-аукционах, в галереях, на показах шедевров и выставках. Лучшим вариантом считается приобретение непосредственно у автора: сокращается размер затрат на продажу с аукциона. Прибыль от вложения будет больше только в случае подлинности предмета, а также при наличии его художественной, исторической и культурной ценности. Для определения этих составляющих требуется либо свой большой опыт, либо поддержка профессионала.

Для тех, кого не привлекает инвестирование средств в современное искусство, доступно вложение в киноплакаты 1930- 50 гг. Стоимость одного составляет порядка 30-40 тыс. рублей. Цена постоянно растет. Другой способ инвестирования — покупка раритетных изданий книг. В настоящее время спрос на них упал — время вложения средств, поскольку в дальнейшем они подорожают. Направление инвествложений в предметы искусства непрерывно растет. Ожидается открытие европейской арт-биржи SplitArt в Люксембурге. Кроме того, на территории Китая планируется появление 30 площадок продажи произведений искусства.

При этом существует ряд препятствий для развития арт-инвестиций: ликвидность, риски, а также объективность экспертизы и оценки шедевров. По этой причине многие аналитики предлагают инвесторам осуществить арт-вложения как один из видов хобби или развлечения. По мнению Максима Аронова, если говорить об инвестициях в целом, всегда нужно делить портфель — что-то в акции, что-то в недвижимость, что-то в золото и какую-то часть — в произведения искусства. Например, не более 15 % инвестиционного портфеля.

Автор: Вячеслав Рудаков

Инвестиции на рынке предметов искусства Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козаева А.У.,

Неблагоприятная экономическая конъюнктура на фондовых рынках, экономический спад или просто желание диверсифицировать свой портфель заставляют инвесторов искать новые возможности для осуществления альтернативных вложений, одним из которых является инвестирование в предметы искусства . В данной статье рассматриваются разнообразные способы инвестирования на рынке произведений искусства , анализируется влияние информационных технологий на арт-рынок . В статье также рассматривается динамика объемов продаж на мировом рынке искусства с 2008 г. по 2020 г. и динамика основных индексов, характеризующих данный рынок, таких как Artprice100 и индекс повторных продаж Мея-Мозеса (WAAI).

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козаева А.У.,

INVESTMENTS IN THE ART MARKET

Unfavorable economic conditions in the stock markets, the economic downturn or simply the desire to diversify a portfolio make investors look for new opportunities for alternative investments , one of which is investing in art . This article discusses a variety of ways to invest in the art market, analyzes the impact of information technology on the art market. The article also discusses the dynamics of sales in the world art market from 2008 to 2020 and the dynamics of the main indices characterizing this market, such as Artprice100 and the index of repeated sales of Mei-Moses (WAAI).

Текст научной работы на тему «Инвестиции на рынке предметов искусства»

ИНВЕСТИЦИИ НА РЫНКЕ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА А.У. Козаева, студент

Научный руководитель: А.В. Макеев, старший преподаватель Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

Аннотация. Неблагоприятная экономическая конъюнктура на фондовых рынках, экономический спад или просто желание диверсифицировать свой портфель заставляют инвесторов искать новые возможности для осуществления альтернативных вложений, одним из которых является инвестирование в предметы искусства. В данной статье рассматриваются разнообразные способы инвестирования на рынке произведений искусства, анализируется влияние информационных технологий на арт-рынок. В статье также рассматривается динамика объемов продаж на мировом рынке искусства с 2008 г. по 2020 г. и динамика основных индексов, характеризующих данный рынок, таких как Artprice100 и индекс повторных продаж Мея-Мозеса (WAAI).

Ключевые слова: инвестиции, искусство, арт-рынок, рынок искусства, долгосрочные вложения, арт-индекс.

Ежегодный рост и развитие рынка искусства и его инфраструктуры стимулирует привлечение на него новых участников и возрастание интереса к предметам искусства как инвестиционным активам. На данный процесс также оказывает влияние увеличение количества состоятельных людей, так число миллиардеров во всем мире увеличилось более чем в 4 раза с 2000 года, при этом большинство из них тратят часть своих средств на покупку предметов искусства [1, с. 15].

Согласно отчету международной ярмарки искусства Art Basel, в 2020 году темп роста оборота мирового рынка искусства достиг 6% по сравнению 2020 годом, и составил 67,4 млрд долл. США. В 2020 году цена лота впервые в истории достигла 450 млн. долл. Использование предметов искусства в качестве альтернативных источников инвестиций находит распространение не только среди частных инвесторов, но и среди корпораций, таких как UBS, JPMorgan, Chase&Co и Deutsche Bank, а также среди некоторых государств: Великобритания (The UK Government Art Collection) [2], США (The Fine Arts Program) [3], ОАЭ, Катар и другие. Так, общая стоимость коллекции искусства Великобритании составляет 3,5 млрд. долл. [4], а Катар ежегодно выделяет до 1 млрд.

долл. только на покупку предметов современного искусства [5].

Говоря об искусстве в контексте инвестиций, важным является определение справедливой цены произведения и прогнозирования ее дальнейшего изменения. История развития рынка искусства показывает, что информация на протяжении всего времени его существования являлась ключевым фактором, определяющим ценность работ. Современный расчет приблизительной цены произведения искусства сводится в основном к контент-анализу данных, которые содержат упоминание о том или ином произведении.

На сегодняшний день рынок произведений искусства характеризуется наличием разнообразных способов инвестирования, к которым относятся, в частности, инвестиционные фонды, занимающиеся капитализацией арт-рынка. Такие инвестиционные фонды являются сравнительно новым видом коллективных инвестиций. Принцип работы этих фондов подобен работе традиционных хедж-фондов. Так, минимальный размер инвестиций в фонд The Fine Art Group составляет от 500 до 1 млн долл. [6]. На эту сумму экспертами фонда формируется портфель активов, который подразумевает частное или же долевое владение. В случае частного владения

портфель обычно состоит из нескольких арт-объектов, относящихся, по мнению экспертов фонда, к наиболее прибыльным. Второй вариант подразумевает возможность владения несколькими инвесторами одним активом. Обычно такие портфели активов приносят от 5 до 10% годовых. Главным отличием таких фондов от традиционных является то, что первичное накопление активов осуществляется не только за счет денежных средств, но и за счет культурных ценностей, минимальная доля которых должна составлять 40%. Стоимость чистых активов изменяется исходя из результатов регулярной переоценки активов, основанной на результатах аукционных продаж и выставочной деятельности фондов. Наибольшую эффективность вложений в таких фондах можно получить при условии долгосрочного инвестирования (от 7 до 10 лет).

Сегодня на рынке искусства можно выделить корпоративное инвестирование и распространение модели долевого владения между сотрудниками организаций, формирующих свои собственные коллекции. Практика формирования коллекций искусства находит распространение среди крупных банков и рассматривается как принадлежность банка к высшей бизнес-лиге, автоматически повышая его статус в глазах контрагентов и клиентов. Рассматривая объекты искусства в качестве инвестиционных активов и приобретая объекты искусства в инвестиционных целях, они становятся примером для своих клиентов. Наличие собственной коллекции предметов искусства делает банки значимыми участниками арт-рынка и позволяет предлагать своим клиентам услуги, связанные с инвестициями в искусство. Так, одним из новейших направлений в рамках private banking стал, так называемый, арт-банкинг, который предполагает консультационные услуги в вопросах приобретения предметов искусства в инвестиционных целях, сопровождение сделок купли-продажи предметов искусства, их финансовая оценка. Важным здесь является взаимное сотрудничество банков, предоставляющих такие услуги, с галереями, аукционными домами, оценщиками и консуль-

тантами из сферы искусства, которые обладают высокой репутацией в арт-кругах.

Среди лидеров в данном направлении можно выделить швейцарский банк UBS, собрание которого включает около 35 тысяч произведений современного искусства и модернистов [7, с. 152]. Также крупными игроками арт-рынка являются Citibank и Deutsche bank. В целом, данное направление инвестиционного банкинга имеет большее распространение за рубежом, в развитых странах, где на услуги такого характера имеется наибольший спрос.

Российские коммерческие банки не столь активно осваивают это направление, однако некоторые из них все же осуществляют вложения в произведения искусства и предлагают услуги арт-банкинга. К таким банкам относится Юникредит банк, Альфа-Банк, Уралсиб Банк, Газпромбанк. Необходимо отметить, что арт-инвестиции посредством банков ни в России, ни за рубежом не носят массового характера, а используются преимущественно очень обеспеченными клиентами.

Еще одним направлением инвестиционной деятельности с использованием произведений искусства является их секьюри-тизация с помощью банка. На первом этапе независимыми экспертами определяется цена произведения или нескольких произведений. В случае, если продавец соглашается с этой ценой, работа выставляется на продажу, однако в этом случае инвесторы могут приобрести не всю работу, что часто оказывается проблематичным из-за ее высокой цены, а лишь ее часть. Все работы торгуются в форме сертификатов, аналогичных акциям, покупка и продажа которых осуществляется только посредством финансовых институтов [8, с. 55].

Необходимо отметить и наличие финансового арбитража на рынке произведений искусства. Некоторые работы иногда могут не выделяться на обычных аукционах или иных торговых площадках, вследствие чего становится возможным приобрести их по цене, намного меньше рыночной. Ежегодно можно наблюдать примеры приобретения картин с их последующей быстрой продажей в течение одного года

обычно на более престижном аукционе, иллюстрирующие чистейшую форму финансового арбитража. (Некоторые из них представлены в таблице 1). Такая страте-

гия позволяет коллекционерам и инвесторам в короткие сроки получать значительную доходность на вложенные средства.

Таблица 1. Арбитражные сделки на рынке предметов искусства, 20

Художник Работа Аукцион №1 Цена Аукцион №2 Цена Доходность (годовая)

Пьетро Бианчи (1694 — 1740) Суд Мидаса (The Judgement of Midas) 23.03.2020 Koller Auction, Цюрих 14,458$ 23.10.2020 Dorotheum, Вена 56,444$ 497,8%

Джованни Одацци (1663 -1731) Искушение святого Антония (The Temptation of Saint Anthony) 07.03.2020 Wolley & Wallis, Солсбери 10,411$ 23.10.2020 Dorotheum, Вена 37,629$ 686,5%

А.Р. Пенк (1939 — 2020) Kopf oder Adler 17.02.2020 Galleria Pananti, Флоренция 6,223$ 05.12.2020 Phillips, Лондон 22,303$ 324,1%

Оливье Дебре (1920 — 1999) Без названия (Untitled) 20.06.2020 Beaussant- Lefevre, Париж 1,594$ 06.12.2020 Sotheby’s, Париж 5,690$ 512,9%

Софу Тэсигаха-ра (1900 — 1979) Tableau graphisme 16.05.2020 Expertisez.com, Париж 2,655$ 01.10.2020 Sotheby’s, Гонконг 8,783$ 501,5%

Необходимо отметить особую важность новых технологий, оказывающих влияние на арт-рынок. Так в настоящее время на рынке искусства торговля осуществляется ко всем перечисленным ранее площадкам еще и на онлайн-платформах, которые притягивают покупателей предметов искусства [10]. Аукционные дома, использующие интернет для привлечения покупателей посредством выставления картин в таких социальных сетях, как Instagram и Facebook, различных арт-приложений, QR-кодов на выставках, образовательно-развлекательного видео-контента на YouTube и т.д., имеют большие преимущества на арт-рынке. Интернет-торговля помогает участникам данного рынка выходить за рамки традиционных торговых площадок и привлекать новых покупателей и коллекционеров. При этом в настоящее время в данном сегменте рынка нет доминирующих игроков. Необходимо также сказать о том, что среди онлайн-платформ, занимающихся продажей предметов искусства, успешно осуществляют свою деятельность только те, которые постоянно совершенствуются и развиваются, такие как Invaluable, 1 stdibs и Artsy, остальные платформы сталкиваются с большими трудностями и закрываются.

Стоит отметить, что дилеры в своем большинстве не отдают предпочтение продажам через новые онлайн-платформы. Треть из них все еще работает только оф-лайн, а две остальные трети за 2020 год совершили сделок лишь на 1 млрд долл. при совокупных продажах в 26 млрд долл. [1, с. 23].

Онлайн-продажи предметов искусства увеличиваются быстрыми темпами в основном для недорогого сегмента рынка, привлекающего новичков на рынок и позволяющего заявить о себе большому количеству новых деятелей искусства. Вопросы доверия и прозрачности сделок -это то, что является сдерживающим фактором для роста онлайн продаж на данном рынке, однако некоторые эксперты полагают, что развитие технологий сможет решить данные проблемы. Помимо самого маркетинга, интернет начинает играть все большее значение в продвижении и обеспечении информированности рынка о творчестве того или иного автора.

Для количественной оценки рынка искусства эконометрическим департаментом Artprice — крупнейшей французской он-лайн-базы данных цен на предметы искусства — в ответ на спрос со стороны финансовых и банковских институтов, в особен-

ности сегмента private-banking, был создан индекс, который, игнорируя наиболее «во-латильных» деятелей искусства, на цену произведений которых оказывают серьезное влияние мода и спекуляции, базируется только на ценах произведений мастеров, относящихся к так называемому сегменту «голубых фишек». В расчет данного индекса входят работы 100 деятелей искусства, наиболее торгуемых за последние пять лет на аукционах, и, соответственно, подходящих под критерий ликвидности (как минимум 10 работ сопоставимой стоимости должны быть проданы в тече-

ние каждого года). Динамика данного индекса представлена на рисунке 1. Вес каждого автора в этом индексе пропорционален его/ее годовой аукционной выручке за соответствующий период. Индекс

Artprice 100 является признанной альтернативой традиционным финансовым индексам, так как рассчитывается на основе тех же принципов. В связи с этим можно говорить о том, что рынок искусства имеет свой измеритель, сравнимый с известнейшими мировыми индексами, такими как S&P 500, FTSE 100, DAX, NIKKEI 225 и т.д. [9].

Рис. 1. Динамика индексов Artprice 100, Artprice global и S&P 500 за период с 2000 по 2020 [9]

Динамика данного индекса показывает, что искусство является достаточно конкурентоспособным способом долгосрочного инвестирования. Более того, данный график показывает, что верная инвестиционная стратегия может принести значительно больший доход, чем просто инвестирование в рынок искусства в целом, но даже в таком случае инвестиции могут оказаться более доходными, чем случае с традиционным финансовым рынком.

Бесспорно, одним из самых известных индикаторов арт-рынка, за изменением которого постоянно следят аукционисты, арт-дилеры, коллекционеры и оценщики культурных ценностей, является индекс повторных продаж Мея-Мозеса — WAAI (Mei Moses World All Art Index) [9, с. 85], динамика которого приведена на рисун-

ке 2. Для того, чтобы оценить финансовые показатели рынка искусства, в данный индекс включаются данные о ценах повторных продаж одних и тех же объектов в разные периоды времени. В базу расчета данного индекса в настоящее время включены данные о 60 тыс. повторных аукционных продаж с 1810 г. по настоящее время. По мнению авторов индекса, данный подход позволяет достичь максимально точной оценки доходности рынка искусства, что позволяет использовать данный индекс для сравнения арт-рынка в разные периоды времени, выявления трендов и внутренней динамики рынка, а также понять, как данный рынок реагирует на изменения на общую экономическую обстановку.

Рис. 2. Динамика индекса повторных продаж Мея-Мозеса с 1950 г по 2020 г. [9, с. 86]

В 2009 году произошло падение WAAI на 22%, что стало максимальным снижением данного индекса с 1991 г., когда в результате взрыва «мыльного пузыря» на рынке искусства 1985-1990 гг., индекс снизился на 30%. Стоит отметить, что 2009 год, после пятилетнего устойчивого роста цен примерно на 20% в год, ознаменовался вторым по значимости спадом со времен «великой депрессии». Рост цен на 22% в 2020 году повлек остановку скольжения вниз и положил начало консолидации мирового аукционного рынка искусства. В 2020 г. значение индекса продолжало расти, однако темпы замедлились до 10,2%. В 2020 г. инвестирование в предметы искусства стало значительно менее доходным, по сравнению с инвестициями на рынке акций, о чем свидетельствует положительная доходность таких фондовых индексов, как S&P 500 и FTSE, в то время как WAAI снизился на 3,28%. В следующие периоды, вплоть до 2020 года, существенного роста или падения индекса не

наблюдалось, однако можно говорить о стабильном повышательном темпе.

Необходимо отметить, что данный индекс имеет свои недостатки и ограничения. Прежде всего, при расчете данного индекса не учитываются транзакционные издержки: комиссионные аукционных домов, затраты на страхование и транспортировку, налоги и т.п. Все это снижает доходность инвестиций. Более того, арт-индексы рассчитываются только на основе данных, предоставляемых аукционным рынком и, соответственно, не могут в полной мере отражать доходность всего рынка предметов искусства, хотя многие эксперты отмечают, что продажи на крупных аукционах оказывают непосредственное влияние на весь остальной рынок (в первую очередь галереи), в особенности на объекты, относящиеся к среднему и нижнему ценовым сегментам. Что касается объемов продаж, то в 2020 году он составил 67,4 млрд долл., что больше 2020 года на 5,8% (рис. 3).

Рис. 3. Продажи на мировом рынке искусства с 2008 по 2020 гг., млрд. долл.

Стоит отметить, что рынок предметов искусства, как и все остальные рынки, цикличен. В связи с тем, что цены на арт-рынке периодически колеблются, для получения дохода от инвестиций инвесторам необходимо покупать только то, что недооценено и имеет потенциал роста, а не слепо гнаться за веяниями моды. В противном случае инвестор может серьезно пострадать от перегрева рынка, который периодически порождает «мыльные пузыри» с неоправданно высокими ценами на предметы искусства и дальнейшую неспособность получить доход от продажи, из-за чего владельцам приходится снижать цену ниже цены покупки.

Вкладываясь в искусство, инвестору не только необходимо обладать достаточной

1. The Art Market 2020. An Art Basel & UBS Report. — [Электронный ресурс] — URL: https://d2u3 kfwd92fzu7. cloudfront.net/The_Art_Market_Report_2020.pdf (Дата обращения : 17.05.2020).

2. The UK Government Art Collection — [Электронный ресурс] — URL: http://www.gac.culture.gov.uk (Дата обращения: 17.05.2020).

3. The Fine Art Program — [Электронный ресурс] — URL: https://www.gsa.gov/realestate/design-construction/art-in-architecturefine-arts/fine-arts-collection (дата обращения: 15.05.2020)

4. Britain has a ‘hidden’ art collection worth £3.5bn. — [Электронный ресурс] — URL: https://www.bbc.com/news/entertainmentarts-34150322 (дата обращения: 15.05.2020).

5. Qatar’s Billion-Dollar Art Collection Causes Controversy by Susan Hack [Электронный ресурс] URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2 014-10-02/qatar-s-billion-dollar-art-collectioncauses-controversy (Дата обращения: 16.05.2020).

6. Wealthy investors dabble in art investment funds by Shelly Schwartz, special to CNBC.com — [Электронный ресурс] — URL: https://www.cnbc.com/2020/05/29/wealthyinvestors-dabble-in-art-investment-funds.html (Дата обращения: 17.05.2020).

7. Вдовин И. А., Мещерская М. В. Предметы искусства как альтернативные инвестиции: стратегии управления рисками и повышения доходности // Бизнес. Общество. Власть. -2020. — №2 (28). — С. 146-148. — [Электронный ресурс] — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35393639

8. Щурина С. В. Инвестиции в объекты искусства финансовых институтов и банков // Финансы и кредит. 2020. №24 (648). С. 54-56. — [Электронный ресурс] — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23612672

9. Investing in Art // Artprice.com. — [Электронный ресурс] — URL: https://www.artprice.com/artprice-reports/the-art-market-in-2020/investing-in-art/ (Дата обращения: 17.05.2020).

10. TEFAF Art market report online focus //The European Fine Art Foundation/ — [Электронный ресурс] — URL: https://www.tefaf.com/tefaf/media/website/fair%20images/tefaf%20maastricht/2020/art%20sym posium/tefaf-art-market-report-online-focus.pdf(Дата обращения: 17.05.2020).

суммой средств, но и серьезными познаниями в данной области, которые должны сопровождаться интуицией к наращиванию стоимости. В связи с этим, только если подходить к заработку на вложениях в произведения искусства профессионально и грамотно, можно рассчитывать на значительную доходность от вложений [12, с. 19]. В противном случае риск потерять свои деньги очень велик.

В целом инвестирование на рынке искусства имеет множество специфических особенностей и принципов. Успешные инвестиции на данном рынке возможны только при реализации обдуманной рациональной стратегии.

11. The Art Market 2020. An Art Basel & UBS Report.- [Электронный ресурс] — URL: https://d2u3kfwd92fzu7.cloudfront.net/The_Art_Market_Report_2020.pdf (Дата обращения: 17.05.2020).

12. Курочкина А. И., Мударисова Д.М. Инвестиции в вечное, или стоит ли вкладывать в произведения искусства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2020. — №11-1. — С. 18-21. — [Электронный ресурс] — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30266610

INVESTMENTS IN THE ART MARKET

A.U. Kozaeva, Student

Supervisor: A. V. Makeev, Senior Lecturer

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. Unfavorable economic conditions in the stock markets, the economic downturn or simply the desire to diversify a portfolio make investors look for new opportunities for alternative investments, one of which is investing in art. This article discusses a variety of ways to invest in the art market, analyzes the impact of information technology on the art market. The article also discusses the dynamics of sales in the world art market from 2008 to 2020 and the dynamics of the main indices characterizing this market, such as Artprice100 and the index of repeated sales of Mei-Moses (WAAI).

Keywords: investments, art, art market, long-term investments, art index.

Как правильно инвестировать в искусство: рекомендации основателя галереи

Инвестиции в искусство приносят солидный доход, такие вложения могут конкурировать с покупкой акций и облигаций. В периоды экономического спада многие инвесторы выводят свои капиталы с фондового рынка, но на ведущих арт-аукционах никаких распродаж не наблюдается. Искусство особо не подвержено влиянию кризисных явлений в экономике.

Грамотные инвестиции в живопись приносят высокий доход, нужно только уметь ждать. Вложения в арт-рынок могут давать годовую доходность — 30-80%. Основатель галереи современного искусства DORDOR Илья Федоров осветил основные аспекты заработка на картинах.

5 правил успешного инвестирования на арт-рынке

  1. Следите за трендами в мире искусства. Грамотный инвестор должен знать, произведения какой эпохи и стиля востребованы в данный момент, какие художники нынче в цене.
  2. Проведите анализ рынка за последние 10 лет. Результатом должен стать список самых востребованных художников. Их статистика особенно важна: нужно знать, как инвесторы зарабатывали на перепродаже произведений этих авторов.
  3. Следите за ценовыми индексами арт-рынка, к примеру, за ARTIMX и Sotheby’s Mei Moses.
  4. Определившись с художником, выберите наиболее подходящий способ покупки его работ. Можно связаться с ним напрямую, инвестировать через галерею или аукцион. Самый выгодный вариант – приобретать картины непосредственно у художников. Однако бывает, связаться с автором нет возможности – общение только через посредника. Или вообще художественное произведение можно купить исключительно на аукционе. Некоторым коллекционерам нравятся аукционные торги, они делают выгодные вложения средств, а заодно получают удовольствие от атмосферы азарта и адреналина.
  5. До заключения сделки убедитесь в подлинности картины. Для этого можно обратиться к эксперту галереи или аукционного дома. Также проверкой подлинности занимаются независимые эксперты.

Зачем инвестировать в искусство?

Каждый грамотный инвестор знает о пользе диверсификации. Важно не только покупать ценные бумаги компаний, работающих в разных странах и отраслях: диверсификация капитала включает вложения в разнотипные активы, в том числе драгоценные металлы и произведения искусства. Инвестиции в художественные объекты с каждым годом становятся актуальнее.

Искусство – реальный актив, в его стоимости можно не сомневаться. Основные факторы, влияющие на потенциальную доходность: эпоха, стиль, известность автора, востребованность в данный момент его работ. Если покупка художественного произведения сделана с умом, все вышеперечисленное было учтено, то стоимость картины обязательно увеличится. Нужно только выждать какое-то время.

Инвестиции в искусство в рамках диверсификации портфеля – вариант для очень состоятельных людей и компаний, поскольку основная часть капитала в любом случае должна быть вложена в ценные бумаги. Более доступный способ заработать на художественных произведениях – это схема «покупка-перепродажа». В этом случае стартовать можно с инвестиций порядка 10 тыс. долларов.

Человек, вкладывающий деньги в работы востребованных мастеров, со временем получает статус коллекционера. Это дает возможность не только участвовать в открытых аукционах, но и быть приглашенным на закрытые торги. Повышенная активность инвестора на арт-рынке увеличивает вероятность попасть на частные аукционы Sotheby’s и Christie’s.

Инвестировать в искусство престижно. Такой вид деятельности приносит эстетическое удовольствие. Кроме того, вы обогащаете культурное наследие страны. Крупные компании приобретают предметы искусства для поддержания имиджа и фирменного стиля.

Так, «Лаборатория Касперского» купила бронзового «Триумфального слона» корпоративного цвета. По словам главы компании, это была спонтанная покупка. Евгений Касперский прогуливался по Лондону, заглянул на аукцион, а там слон авторства Сальвадора Дали. Теперь трехметровая скульптура слона стоимостью почти в 500 тыс. фунтов стерлингов украшает зону ресепшн питерского офиса компании.

Картины способствуют креативному мышлению, что важно для банкиров, дизайнеров, производственников, любых руководителей. Произведения классических и современных авторов помогают управлять рабочей атмосферой.

Инвестиции в современное искусство – это хороший способ помочь перспективным художникам. Такая поддержка очень важна, она положительно влияет на развитие российского арт-рынка. При наличии спроса обязательно будет расти предложение.

Как прогнозировать доходность?

Для этого можно использовать арт-индекс доходности живописи – Mei Moses All Art от аукционного дома Sotheby’s. Инструмент хорош тем, что дает возможность прогнозировать колебания стоимости произведений искусства. Его авторы создали систему, работающую на основе базы данных перепродаж объектов искусства, зафиксированных, начиная с 1810 года.

Основная сложность вложений в искусство в том, что невозможно угадать, картины какой эпохи будут популярны в дальнейшем. К примеру, вы можете купить картину художника, работы которого в данный момент хорошо продаются, но никто не даст гарантии, что через 5-10 лет они не подешевеют.

Почем нынче картины?

Стоимость картины зависит от качества и техники выполнения, размера, жанра и времени, потраченного на работу. Определенную роль играет место и способ покупки. Произведения российских авторов иногда вывозят за границу для более выгодной продажи.

Картины знаменитых мастеров могут стоить миллионы долларов. К примеру, в июне на Christie’s была продана картина Петрова-Водкина. За известное произведение «Натюрморт с сиренью» заплатили более 9 млн фунтов стерлингов, хотя торги начинались с 1 миллиона.

Российский арт-рынок может стать благодатной почвой для инвестора. Художников много, а покупателей мало, поэтому стоимость картины порой составляет всего 5 тыс. рублей. Талант художника и коммерческая жилка редко совместимы, мало кто из авторов самостоятельно выходит на сформировавшиеся рынки, к примеру, на английский или американский.

Галерея DORDOR по мере сил помогает перспективным российским художникам. Уже на второй аукцион были приглашены покупатели из США, на третий – французские коллекционеры.

Рекомендации по выбору галереи и картин

Многое зависит от эпохи, жанра, художников, выставляющих работы, которыми вы интересуетесь. Также определенную роль в выборе играет репутация галереи. Стоит предварительно зайти на сайт галереи, оценить его с точки зрения информативности. Не будут лишними сведения со стороны: отзывы коллекционеров, мнения художников и арт-дилеров.

В одной галерее могут быть как стоящие картины, так и бесперспективные. Нереально точно определить, сколько произведение современного искусства будет стоить через 5-10 лет. Слишком много разных труднопрогнозируемых факторов. Сейчас невозможно найти специалистов-оценщиков, специализирующихся именно на современном искусстве. Их попросту не существует.

Выбор в пользу малоизвестного художника – это отсутствие гарантий, что на перепродаже его картин удастся хорошо заработать. С другой стороны, полотна начинающих авторов стоят недорого, и если длительное время наблюдать за творчеством молодого художника, можно достаточно точно определить его перспективы.

Дополнительные расходы

Приобретение предметов искусства связано с дополнительными расходами. За оценку подлинности российские коллекционеры платят от 7 тыс. рублей. Стоимость услуги может быть гораздо выше, она зависит от сложности работы и применяемых технологий. Дешевые картины нет смысла подделывать, но среди полотен среднего ценового диапазона и выше вероятность наткнуться на фальшивку примерно 50 на 50.

Для перевозки в другую страну понадобятся разрешительные документы. Кроме того, важно уделить внимание правильной упаковке картины. Существуют специальные арт-почты, которые профессионально решают эти вопросы. Также они занимаются оформлением страхования художественных произведений, обеспечивают подходящие условия для хранения перед транспортировкой.

Перепродажа картин облагается налогом, но это касается только произведений, которые были в собственности коллекционера меньше 3 лет. Резиденты РФ платят налог по ставке 13%. Ситуацию несколько скрашивает возможность оформления налогового вычета.

Как не напороться на подделку?

  1. Откажитесь от интернет-покупок на малых аукционах.
  2. Перед оплатой спросите о наличии экспертных заключений.
  3. Крупные галереи и аукционные дома предлагают воспользоваться услугами своих экспертов, отвечающих за проверку подлинности. Не стоит пренебрегать этим. Кроме того, всегда можно обратиться к независимому эксперту.
  4. Требуйте подтвержденный провенанс. Так называют историю владения картиной.

Если сомневаетесь – лучше откажитесь от покупки. Шанс вложиться в искусство еще будет. С другой стороны, спешка в этом вопросе чревата финансовыми потерями: деньги, заплаченные за фальшивку, вернуть проблематично.

Зачем нужны посредники?

Помочь в приобретении картины может арт-дилер, сотрудничающий с художниками. Посредники консультируют, помогают избежать покупки подделки. Арт-дилеры зарабатывают во многом за счет своей информированности. Они отслеживают тенденции арт-рынка, динамику цен на произведения различных авторов. С другой стороны, они могут оказывать влияние на формирование предпочтений коллекционеров.

Самые лучшие платформы для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Золотой брокер бинарных опционов, лучший в странах СНГ! Идеальный вариант для новичков — предоставляется бесплатное обучение и демо счет. Заберите свой бонус за регистрацию:

Добавить комментарий